Насколько эффективна будет работа новой системы кондиционирования, зависит от множества факторов. К ним относится имя производителя, качество сборки, соблюдение правил установки и последующей эксплуатации. Но не всем покупателям кондиционеров известно, что залогом их долгой бесперебойной работы также является вакуумирование.
Опасность разгерметизации
В конструкции любого бытового кондиционера имеется фреоновая магистраль, выполняющая охлаждающую функцию. За счёт её работы снижается температура воздуха в помещении. Блок состоит из следующих элементов:
конденсатора;
- испарителя;
- компрессора;
- медных труб;
- терморегулирующего вентиля;
- хладагента;
- компрессорного масла.
В совокупности они образуют единую систему, обязательным условием работы которой является полная герметичность. Её нарушение и попавшие внутрь жидкость, воздух и мелкие инородные частицы чреваты разными поломками.
Попавший внутрь воздух увеличит давление внутри магистрали, постоянная нагрузка на компрессор во время его работы возрастёт, износ деталей ускорится.
Вода, смешавшись с компрессорным маслом, запустит химическую реакцию, продуктами которой станут кислоты органического или неорганического происхождения. Их воздействие на элементы кондиционера даст негативный эффект.
Действие воды также опасно образованием ржавчины на внутренней поверхности корпуса. Частички этой ржавчины вместе с хладагентом начнут распространяться по системе, попадут в компрессор, из-за чего тот выйдет из строя.
Избежать этих проблем поможет вакуумирование системы кондиционирования. О необходимости такой процедуры сообщается во всех инструкциях по установке охлаждающего оборудования. Многие производители отказываются осуществлять гарантийное обслуживание кондиционеров, если перед их первым запуском не была проведена вакуумация.
Оборудование и алгоритм действий
Обычно процедуру проводят квалифицированные специалисты, которые занимаются установкой бытовых систем охлаждения. Но при желании и достаточном опыте можно осуществить вакуумирование кондиционера своими руками. Для этого понадобится:
- насос;
коллектор с вакуумметром или манометром;
- набор шлангов;
- течеискатель;
- вентильный ключ;
- вентили для шлангов и манометра;
- нагревательный элемент для подогрева цилиндра;
- устройство для сбора хладагента;
- зарядная станция.
Насос для вакуумации убирает воздух и воду из охлаждающей магистрали, создавая внутри области разреженного давления. В процессе использования насоса следует учитывать, что он имеет границу остаточного давления, достигнув которой перестаёт удалять воздух.
Для того чтобы вакуумировать кондиционер перед его первым использованием, потребуется совершить ряд действий:
- 1. С помощью шлангов соединить коллектор с внешним блоком через сервисные порты.
- 2. Присоединить шланг, предназначающийся для насоса.
- 3. Запустить вакуумное оборудование.
- 4. Дождаться, когда стрелка манометра опуститься до отрицательной величины, обозначающей границу остаточного давления.
Если стрелка в течение 20−30 минут не изменит своего положения, это означает, что вакуумирование завершено, система полностью герметична, можно отключать прибор, предварительно перекрыв вентиль манометра. Если этого не сделать, через шланги насосное масло может протечь внутрь охлаждающей системы кондиционера. После отключения насоса нужно открыть порты наружного модуля и запустить хладагент в контур, затем отсоединить шланги коллектора.
Если стрелка манометра поднимается выше отрицательных значений, это свидетельствует о недостаточной герметичности и утечке фреона. Чтобы обнаружить негерметичный участок системы, придётся прибегнуть к опрессовке высоким давлением.
Длительность процедуры определяется мощностью насосного оборудования. Одноступенчатой модели для этого потребуется минимум полчаса, в то время как двухступенчатая справится за минуту. Дополнительно придётся потратить около 15 минут на проверку.
Кондиционер необходимо тестировать на наличие утечек во всех режимах работы, постоянно сверяя имеющиеся показатели с теми, которые рекомендованы производителем.
Заправка кондиционера
Хладагент — основной компонент, с помощью которого обеспечивается эффективное функционирование охлаждающей установки. После того как вакуумация кондиционера будет успешно проведена, требуется рассчитать необходимый объём хладагента и запустить его в систему. Сделать это можно несколькими методами.
Самый простой способ подразумевает заправку по массе. Используя специальные весы, нужно взвесить баллон, проверить количество охлаждающего вещества, заправить газом нужный объём. Если количество хладагента известно, можно применить заправочный цилиндр, гарантирующий быструю и точную заправку. С его помощью можно заполнить баллон, а из баллона — весь контур. Нужно лишь иметь в виду, что цилиндр имеет небольшой размер, рассчитанный не более чем на 4 кг.
Другой способ заправки — по давлению — может применяться только при наличии точных сведений от производителя. Заполнение системы происходит в несколько этапов путем присоединения баллона с охлаждающим веществом с помощью манометрического коллектора. После закачивания небольшой порции хладагента необходимо обязательно сверять показатели прибора с табличными данными, затем начинать закачивание новой порции вещества. Так следует делать, пока показатели манометра не совпадут с табличными.
Для заполнения системы иногда может применяться смотровое стекло, с помощью которого удобно отслеживать состояние хладагента. Наличие пузырьков свидетельствует о том, что контур заполнен не до конца. Как только они исчезнут, заправку можно завершать. Добавлять вещество также следует небольшими порциями, добиваясь стабилизации давления.
Каждый из способов заправки кондиционирующей системы имеет свои особенности. Необходимо выбирать оптимальный вариант, учитывая его удобство и безопасность.
На производстве заправка оборудования хладагентом осуществляется из расчёта 5 м длины магистрали. Если трасса имеет большую длину, во избежание потери мощности агрегат придётся дозаправлять. О том, нужно это делать или нет, можно судить, запустив прибор в режиме охлаждения и измерив температуру на выходе. Отрицательное значение свидетельствует о необходимости дозаправки. Аналогично проводят проверку в режиме обогрева.
Особенности и ошибки
Некоторые недобросовестные мастера в качестве альтернативы вакуумации кондиционера проводят его фреоновую продувку. Она подразумевает вытеснение воздуха с помощью фреона. Для этого открывается вентиль, одна гайка слегка ослабляется, а затем закручивается.
Такой метод неэффективен и небезопасен, поскольку после него внутри контура остаётся жидкость, которая окисляет медные трубки, оседает на терморегулирующем вентиле и может повредить компрессор.
Особенность вакуумирования — нестабильное давление. Резкие и частые скачки свидетельствуют о нарушении герметичности устройства. Проблема может заключаться в плохо закрученных гайках на шланге. Обнаружить её легко с помощью мыльного раствора, который следует нанести на места соединений. В тех местах, где появятся пузыри, нужно подтянуть гайку.