90 лет назад американским химиком Томасом Миджли был изобретён фреон. Сегодня почти вся климатическая техника работает на разных марках хладона, как его называют техники. Если его не хватает, то качество любой сплит-системы значительно ухудшается, потому что соединения и детали начинают подмерзать. Для того чтобы поддерживать работоспособность на необходимом уровне, владельцы должны вовремя делать заправку кондиционера.
Основная информация
Если кондиционер подвергался ремонту или монтажу, то он требует заправки хладагентом. Это вещество обычно испаряется при отрицательной температуре. Цена услуги довольно высокая, поэтому для экономии средств эту проблему лучше решить самостоятельно.
Частотность замены хладагента
Дополнительной заливки фреона не требуют оконные и мобильные сплит-системы, которые выполнены в виде моноблока. У них короткие трубки монтируются внутри корпуса на заводе. Чаще всего охладитель автомобиля теряет хладагент, так как постоянно подвергается вибрации. Заполнение сплит-системы фреоном производится в следующих случаях:
- после ремонтных работ из-за отключения фреоновых магистралей;
- после монтажа или демонтажа, когда кондиционер переносится на другое место;
- по причине утечки хладона из контура.
Если домашний кондиционер новый, то нет необходимости заправлять его газом, потому что производитель заполняет фреоном наружный блок. Добросовестный мастер также поступает во время установки или переустановки сплит-системы. Но часто бывают сбои в их работе, и тогда требуется заливка хладагента.
https://youtube.com/watch?v=759-4AEAqVw
Признаки недостатка газа
Плохая работа климатического прибора говорит о том, что требуется заправка кондиционера фреоном сплит-системы. Ухудшение охлаждения может быть вызвано разными причинами. Следующие признаки указывают на недостаток газа в системе:
падает эффективность охлаждения, и вентилятор во внутреннем блоке гонит тёплый воздух;
- сервисный порт на внешнем блоке покрывается льдом;
- испаритель внутреннего модуля обмерзает;
- компрессор работает в полном режиме без остановок;
- в месте утечки под воздействием давления фреона появляется масло;
- кондиционер часто отключается и выдаёт ошибку на дисплее.
Под крышкой на боковой стенке наружного блока располагаются сервисные порты. Обе магистрали подключаются к ним. Фреон подаётся в газообразном и жидком состоянии. Диаметр газовой трубки больше, чем у жидкостной трубы.
Рекомендуется бытовые кондиционеры заправлять один раз в год. Но если сплит-система установлена правильно и без всяких нарушений, то она может бесперебойно работать в среднем 3 года. При наличии надёжных соединений большому объёму хладона вытечь не удастся. Частое возникновение подобных проблем потребует разборки стыков и проверки качества вальцовки.
Материалы для заправки
Для заправки кондиционера следует правильно выбрать марку фреона. Она прописана в инструкции по эксплуатации бытового прибора. Отметка о необходимом газе есть и на заводском шильдике на внешнем блоке. В такой табличке указывают не только марку, но и норму для заправки, которую считают в килограммах или граммах. Для самостоятельной заправки понадобится следующее оборудование:
- вакуумный двухступенчатый насос с обратным клапаном;
- электронные напольные весы;
- рожковые ключи;
- 5−8 мм шестигранники;
- манометрический коллектор со смотровым окном, укомплектованный шлангами.
Кроме того, понадобится специальный переходник для соединения манометрической станции с сервисными портами.
Причины утечки
Для нормальной работы бытового кондиционера необходимо достаточное количество фреона, при помощи которого осуществляется постоянная циркуляция. Но время от времени утечка происходит по ряду причин. Этому виной может быть:
- 1. Брак внутри самой конструкции. При монтаже медные трубки могут развальцовываться. Во время эксплуатации прибора, когда по ним циркулирует фреон, будет происходить утечка.
- 2. Количество газа может уменьшиться во время транспортировки. Демонтаж также может стать причиной потери фреона.
Чтобы хладагент не испарялся, рекомендуется делать своевременную чистку, проходить техническое обслуживание и качественно осуществлять заправку сплит-систем.
Технология заливки фреона
Для полной замены фреона в кондиционере старый газ следует спустить в атмосферу, а свежий хладон залить. Этот метод подходит для новичков, так как определить остаток будет довольно сложно. Опытному мастеру под силу определить количество необходимого для дозаправки газа. Прежде чем начать перезаправку, следует установить причину утечки и устранить её.
Отличным вариантом будет провести процедуру опрессовки азотом, который закачивают под давлением. В паспорте на кондиционер есть информация о силе давления. Обычно она составляет 25−30 Бар. Чтобы заправить кондиционер хладагентом, необходимо следовать инструкции:
- 1. Используя золотник сервисного порта, слить старый хладон. Эту процедуру можно также проделать через открученную трубку. Во избежание потери масла спускать газ очень медленно. Во время этого процесса следует открыть оба крана, которые находятся под защитными гайками.
- 2. Следующим шагом будет закрытие кранов и подсоединение левого синего шланга манометрической станции к золотнику. Надо проверить вентили коллектора. Они должны быть закрыты.
- 3. К штуцеру вакуумного насоса необходимо подключить средний жёлтый шланг. После запуска агрегата открыть задвижку низкого давления слева. Стрелка на вакуумметре должна упасть до -1 Бар, то есть ниже нуля. Далее следует открыть вентили на сервисных портах.
- 4. На протяжении 20 минут надо вакуумировать фреоновый контур. Остановить насос и проследить, чтобы стрелка не вернулась к нулю. Если это произойдёт, следует искать утечку.
- 5.
Следующий шаг — переключение шланга с насоса на баллон. Левый кран коллектора требуется закрыть. Приоткрыть вентиль резервуара и осуществить продувку шланга газом. Для этого на 1 секунду открыть задвижку высокого давления справа.
- 6. Баллон устанавливается на весы, и показания дисплея обнуляются. Повторно открыть левый вентиль для уменьшения массы газа. При появлении нужного количества хладона на дисплее закрыть кран.
- 7. Оба вентиля сервисных портов перекрыть, патрубок отсоединить от золотника и проверить работоспособность кондиционера.
Баллон необходимо ставить кверху дном на весы, если заливается фреон R410a, так как он имеет жидкое состояние. У коллектора есть смотровое окно, через которое можно увидеть перетекание вещества. При использовании хладагента R22 нет необходимости переворачивать баллон.
Осуществляя процедуру заправки кондиционера хладагентом, важно не ошибиться в последовательности действий и не открыть заправленный контур. Двадцать минут — это минимум, который понадобится для вакуумирования. За это время насос вытянет воздух и влагу, которые вредят компрессору.