Буржуйка является самым популярным и идеальным устройством для обогрева технических помещений и гаражей в зимнее время года. Эта установка будет очень хорошо работать на угле, опилках и дровах. Но такого топлива в гараже очень мало, а использованное машинное масло, как правило, есть всегда. В связи с этим буржуйка на отработке, сделанная своими руками, — более удобный и практичный вариант.
Принцип работы системы
Работает масляная буржуйка по принципу длительного горения. Сначала в специальной ёмкости (баке) сгорает отработка, в результате чего образуются газы, которые смешиваются с кислородом. Затем горит именно это вещество, в связи с чем устройство и разделяется на два контура.
Первым контуром (отделением) является бак, в который заливается отработанное масло. Горение происходит здесь при небольшой температуре. Над первым отделением находится второе, в котором и сгорает смесь газов и воздуха. Температура горения здесь гораздо более высокая, она может достигать 700—750 °C. При конструировании буржуйки нужно обеспечить бесперебойный доступ кислорода в неё. Важно, чтобы воздух попадал в обе камеры, в противном случае агрегат просто не будет работать. Из этого следует, что чертежи играют очень важную роль при изготовлении и монтаже буржуйки.
В нижнем баке для доступа воздуха проделывают отверстие, которое служит также для заливки топлива в систему. Оно должно закрываться специальной заслонкой. В верхнюю камеру воздух обычно попадает через отверстия, проделанные в трубе, соединяющей оба контура. Их диаметр небольшой — около 10 мм.
Использование масла в качестве основного топлива не является главным преимуществом агрегата. Из-за большой температуры горения буржуйка позволяет очень быстро и эффективно обогреть помещение. Хоть и существует мнение о небезопасности применения такого вида оборудования для отопления, при правильном конструировании, изготовлении и сборке устройство не выделяет неприятных запахов и является полностью экологическим.
Но если подойти к этой ситуации с другой стороны, тогда некоторые риски всё же есть. Небезопасной конструкция может быть при использовании легковоспламеняющегося топлива, к примеру, бензина. Кроме этого, некоторые виды масла могут выделять при нагревании вещества, вредные для человека.
Как правило, в летний период проходит подготовка к отопительному сезону. Для этого владельцы технических помещений запасаются отработкой, сливая её в отдельную ёмкость. На начало декабря масла накапливается приличное количество. Бесплатно или по очень низкой цене его можно достать в автомастерских, СТО и т. п.
Переделка буржуйки
Переделка буржуйки под отработку не является сложным процессом. Владельцы обычного (классического) устройства могут внести лишь некоторые изменения. Для этого доделывается вторичная камера сгорания, а также обеспечивается постоянный доступ к кислороду. Самая простая переделка будет выглядеть таким образом:
- 1.
Сварить из листа металла накопительную ёмкость для отработки.
- 2. В печке сделать отверстие для подачи воздуха.
- 3. Установить заслонку для регулировки подачи кислорода в ёмкость с топливом.
- 4. Дымоход заменяется трубой с отверстием для подачи воздуха.
- 5. Вмонтировать вторичную камеру с возможностью простого демонтажа.
- 6. Вторая камера присоединяется к трубе.
- 7. Установка дымохода.
При работе переделанного устройства поддувало должно закрываться. Это обеспечит нормальную работу буржуйки на отработке. Если есть желание, то стандартный люк оборудования для загрузки дров и опилок можно просто заварить. При таком варианте масло будет подаваться в первичную камеру через вьюшку, а также разжигаться. Но более удобным вариантом будет изготовление съёмного топливного бака. Также можно подумать о создании универсальной печки, где можно топить отработкой и дровами.
Универсальные варианты
Универсальный способ отопления технических помещений является более удобным. Иногда нет необходимости держать сразу два отопительных прибора — один на дровах, а другой на электричестве. Эффективнее будет сделать один отопительный агрегат универсального типа. С его помощью можно легко переключаться между двумя режимами.
Сделать такое устройство несложно и понять, как его изготовить, может каждый. Нижний бак агрегата представляет собой классическую форму буржуйки на дровах и состоит из ёмкости для загрузки дров из колосников и отделения для сбора золы (зольника). Разумеется, без дымохода здесь не обойтись, поэтому его также нужно вмонтировать. Сверху устанавливается ёмкость камеры первичного сгорания, где находится отработка, и монтируется вьюшка с заслонкой.
Изменённая нижняя камера соединяется со вторичной с помощью трубы с отверстиями, которые при необходимости можно будет закрыть. Сверху устанавливается дымоход. При использовании буржуйки в классическом варианте на дровах ёмкость с маслом необходимо вытянуть, а заслонку и отверстия на трубе закрыть. В такой печке можно сжигать дрова, уголь и опилки. Чтобы использовать масло, действия нужно проделать в обратном порядке, то есть открыть заслонки и установить камеру, где хранится отработка.
Чтобы работа агрегата была безопасной, его необходимо постоянно очищать. Для этого вторичная камера снимается, и в доступных местах устраняются остатки продуктов сгорания. Также обстукивается дымоход, чтобы убрать накопленную за время работы сажу. Ёмкость, где хранится масло, нужно очищать от грязи.
Полезные советы
При самостоятельном изготовлении буржуйки на отработке чертежи играют важную роль. С их помощью даже неопытный мастер сможет сделать действительно качественную установку, которая будет служить много лет.
Кроме видимых преимуществ масляной буржуйки пользователи сталкиваются с массой проблем, которые можно решить, учитывая некоторые советы. К примеру, были замечены такие нюансы в работе:
- неравномерный нагрев помещения;
- масло выплёскивается из ёмкости при работе;
- запах гари и дыма в помещении;
- большой расход топлива.
Все эти проблемы можно решить нехитрыми способами с помощью небольшой переделки буржуйки на масле.
Неравномерное распределение тепла в комнате (когда возле буржуйки жарко, а в другом конце помещения холодно) решается с помощью установки специальных трубок во вторичную камеру. Благодаря этому поток горячего воздуха можно будет направить в любую сторону и выровнять прогревание здания. При наружной температуре воздуха -30—35 °C можно добиться прогрева помещения до +20—25 °C.
Зачастую качественная работа печки на отработанном масле зависит от правильно настроенной тяги. В связи с этим производство буржуйки на отработке своими руками по чертежам является основой для корректного функционирования установки. Не стоит делать агрегат «на глаз».
Важность соблюдения всех размеров по схеме также влияет на расход топлива. Чем ёмкость для хранения отработки объёмней, тем больше оно будет расходоваться.
Для предотвращения шипения масла его не нужно заливать в ёмкость сразу же после слива с машины. Нужно дать ему несколько дней отстояться и только тогда использовать в качестве топлива. Также есть рекомендации по наполнению бака. Заполнить его нужно на 2/3 от общего объёма.
Печь на отработке
Изготовление печи на отработке необходимо начинать с подготовки необходимых материалов и приспособлений. Сначала следует запастись всеми слесарными инструментами (плоскогубцами, рулеткой, молотком и зубилом). Мел также нужно иметь, поскольку рисовать карандашом по металлу невозможно. Стоит позаботиться и о наличии средств для защиты лица, глаз и рук при работе. К ним можно отнести сварочные шлемы, слесарные очки, перчатки и т. п. При резке металла и во время сварочных работ существует высокий риск получения травм.
Кроме этого, следует подготовить все инструменты для обработки металла:
- перфоратор;
- дрель с набором свёрл по металлу;
- сварка и разные электроды к ней, поскольку применяться в работе могут различные материалы;
- болгарка для зачистки сварочных швов или угловая шлифовальная машина.
При работе с металлом создаётся много шума, пыли и искр. Чтобы предотвратить возникновение пожароопасных ситуаций и не беспокоить соседей, следует предварительно подготовить место работы. Идеально для этого подойдёт малолюдная улица, гараж или любое техническое помещение.
Для производства буржуйки понадобится один материал — металл. Но стоит подготовить листы разной толщины, так как для одних частей устройства потребуется более тонкий лист, а для других — потолще.
Для основного бака с топливом понадобится небольшой толщины металл — от 3 до 4 мм. Это связано с малой температурой горения в первичной камере. Для вторичной камеры сгорания смеси газов и воздуха нужно подготовить лист 8—10 мм, поскольку температура там намного выше, из-за чего тонкий металл быстро прогорит, и ёмкость деформируется.
Также нужно подготовить две трубы разного диаметра. Одна предназначена для соединения первичной и вторичной камер, а вторая будет служить дымоходом.
После подготовки необходимых материалов и инструментов можно приступать к непосредственному изготовлению. Также на этом этапе нужно определиться, будет ли буржуйка переделываться из классической модели в устройство на отработке или производство начнётся с нуля. Переделка обычно занимает меньше времени, а на материалах при этом можно сэкономить.
Сборка всей конструкции
При совершении сварочных работ нужно в обязательном порядке уделять внимание тщательной проделке швов. Они должны находиться по всей рабочей (сварочной) области, чтобы конструкция стала полностью герметичной.
Ёмкость можно сделать из трёх деталей. Для начала вырезается стальная полоса нужных размеров, которую необходимо согнуть в круг и сварить. Такого же диаметра требуется вырезать два стальных круга (один предназначен для дна корпуса, второй — для верхней крышки).
В крышке нужно сделать 2 отверстия. Одно из них будет служить для заливки масла и притока воздуха в первичную камеру, а второе должно соответствовать диаметру трубы. Первое отверстие нужно сделать с заглушкой, установленной на болтовое соединение, которое даст возможность регулировать подачу воздуха в камеру.
Вторая ёмкость (камера вторичного сгорания) делается таким же образом, но здесь нужно вмонтировать перегородку (диметр немного меньше самой камеры), разделяющую её пополам. В одной части будет выходить дымоход, а другая послужит для сгорания смеси воздуха и газов. Во второй камере в днище проделывается отверстие под соединительную трубу, а сверху — под дымоход.
Когда обе ёмкости сделаны, нужно позаботиться о трубе для горелки. Для этого в ней нужно высверлить много отверстий. Но следует учитывать тот факт, что при слишком большом количестве отверстий образуется сильный поток воздуха, и топливо станет быстро сгорать, а если их недостаточно, то не будет создаваться необходимая тяга.
Напоследок нужно тщательно собрать все детали вместе. Качество швов при этом должно быть высокое, поскольку герметичность конструкции является обязательным условием. Единственная съёмная деталь — крышка устройства. Остальные комплектующие должны быть крепко заварены.
Дымоход монтируется в последнюю очередь. Не рекомендуется устанавливать его в горизонтальном положении. Лучше соблюдать небольшой угол. Зачастую к такому агрегату привариваются и ножки. На них он будет немного отрываться от земли.